МЕРОВКА
Четверг, 21.09.2017, 06:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Церкви села МеровкаРегистрацияВход
Меню сайта
Cтатистика
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Церкви села Меровка

 

Наиболее древними типами русских селений были сёла (имелась цер­ковь), сельца (имелась часовня) и деревни, где не было ни церкви, ни ча­совни. 

Уже в 1795 году в ПГМ (плане государственного межевания Хвалынского уезда) в собственности гвардии подпоручика Ивана Александровича Голицына значится «село Козмодемьянское, Меровка, Пичугино тож» (документ на предыдущей странице сайта). Значит, церковь там была. Возможно, в церкви был престол во имя святых Козьмы и Дамиана, отсюда и название – Козмодемьянское.

В 1804 - 1816 годах, на «Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений» (так называемой Столистовой карте) церковь так же отмечена значком (кружок с крестиком наверху).

В 1860 году был опубликован очень интересный документ – «Приложения к трудам редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (Сведения о помещичьих имениях. Том 3. Извлечения из описания имений, по великороссийским губерниям. – Санкт-Петербург). В разделе «Саратовская губерния. Извлечение из описаний помещичьих имений в 100 душ и свыше» читаем: в собственности графа Ил. Ив. Воронцова – Дашкова находятся село Козмодемьянское, Меровка тож; село Сергиевское, Алексеевка тож, с пустошью и деревня Подлесная.

 

Изображение "склеено" из четырёх фрагментов документа в формате PDF.

В полный размер открывается по клику мышкой. 

Весь документ можно увидеть здесь.

 

А вот в «Списке населённых мест Саратовской губернии по сведениям 1859 года», изданном в 1862 году, - Меровка числится уже деревней владельческой.

На «Карте Самарской губернии 1867 г. Рихтера и Станевича» тоже хорошо видно, что церкви в Меровке нет (значок отсутствует). Значит, примерно с 1795 года (или даже раньше) до 1860 года в Меровке была своя церковь.

Куда же делась церковь? Первое, что приходит на ум, - пожар. Если почитать издание Саратовской Епархии – газету «Саратовские Епархиальные Ведомости/Саратовский Духовный Вестник», становится понятным, что пожары в церквях в то время были делом обыденным. Второе, что могло произойти, - церковь обветшала от времени. Пока трудно сделать правильный вывод.

Самым ближним к Меровке селом была Алексеевка-Сергиевское – всего-то 10 вёрст. Жители ходили туда по дороге вдоль берега Волги. И не только в 19 веке, но и в 20-м. Моя тетя, например, училась в 8 классе в Алексеевке и ходила туда-обратно в основном пешком, даже зимой. А было это в 1950 году. Вот и жители Меровки стали посещать церковь села Алексеевка. Это легко проверить по метрическим книгам Сергиевской церкви.

Первая деревянная церковь с колокольней и престолом во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в Алексеевке в 1788 году. Спустя почти 100 лет, в 1870 году церковь перестроили. А в 1894 году, во время своего плавания по Волге, её посетил пастырь-протоиерей Иоанн Сергиев, ныне канонизированный в лике святых как Иоанн Кронштадтский. Он отслужил здесь утреню и литургию. 
В 1873 году в селе открылась земская школа, а в 1893 году — церковная школа грамоты в приписной к приходу деревне Меровке.

Здесь нужно внести ясность: в приложении к Саратовским Епархиальным Ведомостям за 1897 год вместо слова «Меровка» напечатано «Мокровка». Но деревни Мокровки не было в Хвалынском уезде, была в Саратовском, рядом с Ново-Алексеевкой, поэтому и допущена ошибка. А в 10 верстах от Алексеевки, как мы помним, находилась именно Меровка (кстати, сельцо – то есть с часовней).

Здесь можно почитать архив СЕВ за 1865 - 1918 годы

Архиерейское подворье храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова.

 

В 1896 году на средства казны и по инициативе прихожан в селе была построена деревянная церковь-школа во имя преподобного Романа Сладкопевца, с отдельной деревянной колокольней на столбах. В здании церкви помещалась также церковно-приходская школа, при церкви состояли священник и псаломщик. Количество домов в приходе – 158, прихожан м.п. 448, ж.п. 487. До наших дней храм не сохранился.  (Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 409).

Кроме православных, были в Меровке и раскольники-староверы – 39 домов, и сектанты – 3 дома. У моей бабушки, Анны Васильевны Редихиной, уроженки Меровки, был литой складень-квадриптих. До наших дней дошла одна створка. А литые иконы Епархиальным начальством было запрещено держать в доме ещё в 1722 году: «отливных икон не держать» и 1723 году: «медных и оловянных икон не лить и продажи оным купецким людям в рядах не чинить». Мой двоюродный брат Владимир Станиславович Пронин уже в советское время нашёл на берегу Волги крест – то ли киотный, то ли нагрудный (я не специалист, мне трудно судить). Но по внешнему виду (просматривала коллекции) похож на раскольничий. Кто такие раскольники - староверы можно почитать здесь.

Складень четырёхстворчатый (квадриптих) «Двунадесятые праздники», принадлежавший Редихиной Анне Васильевне.

Распятие (киотный крест), найденное Прониным Владимиром Станиславовичем на берегу Волги рядом с селом Меровка Вольского района.

 

По словам дяди, Редихина Николая Ивановича, наш прапрадед был старовером. А на одном из холмов выше Меровки даже можно найти остатки могил кладбища староверов, где наш предок и был похоронен.

 

Казалось бы: построена церковь – должны прислать священника. Ан нет! Я добросовестно в который уже раз прочитала СЕВ, начиная с 1865 года и заканчивая 1918 годом. До 1910 года своего священника в селе не было. Наверное, приезжал батюшка из Алексеевки или другого села. Надо проверять в архиве. Но метрические книги Меровки велись только с 1910 по 1918 годы.

ГАСО (Государственный Архив Саратовской области)

Ф. 637. Оп. 2.   Меровка, с., Хвалынский уезд

Год

Номер единиц хранения

1910

2818

1911

2926

1912

3034

1913

3148

1914

3265

1915

3675

1916

3682

1917

3687

1918

3691

 

И опять листаем Саратовский Духовный Вестник (так называлось издание в период с сентября 1905 по декабрь 1912 года):

СДВ 1910 год

Резолюциями Его Преосвященства предоставлены места священнические:

От 13 июля 1910 года за № 1479, при Романовской церкви с. Меровки, Хвалынского у.,- священнику церкви села Мачкас, Петровского у., Михаилу Кирикову;

Резолюциями Его Преосвященства предоставлены места.

От 13 августа за № 2197, при Романовской церкви с. Меровки, Хвалынского уезда, учителю Феодору Демину, в звании и. д. псаломщика;

 

СЕВ 1914 год

Решением Епархиального Начальства от 28 февраля 1914 г. за № 254 священник церкви села Меровки, Хвалынского уезда, Михаил Кириков уволен за штат (уволен за штат – значит, ушёл на пенсию по болезни или старости).

От 26 марта 1914 г. № 1201 слушателю пятых пастырских курсов гор. Москвы диакону Холмской епархии Петру Тимофеевичу предоставлено священническое место при Свято-Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда.

От 21 Октября 1914 г. № 5114 и. д. псаломщика села Демкина, Хвалынского уезда Антон Морозов и села Меровки, того же уезда Тимофей Грачев утверждены в должностях с принятием в духовное звание и посвящения их в стихарь.

 

 СЕВ-1915

Исключаются из списков: за смертью псаломщик Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда Тимофей Грачев, в июле месяце.

Назначены: на псаломщическую вакансию к Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда,- окончивший курс Подлесненского миссионерского училища, Хвалынского уезда Димитрий Курманаев, 18 Августа.

 

СЕВ-1916

Указом Святейшего Синода, от 27 января 1916 года за № 1249, назначено единовременное пособие … вдове псаломщика села Меровки, Хвалынского уезда, Татьяне Грачевой с сыном ее - 50 руб.

СПИСОК Священников, награждаемых ко дню Святой Пасхи 1916 г. Город Хвалынск. 2 округ.

Набедренником награждён священник церкви села Меровки Петр Тимофеевич.

 

Романовская церковь в селе Меровка простояла ещё много лет. Уже при советской власти, когда стали закрывать храмы,  молодой житель Меровки Спирин Егор забрался на железную крышу церкви и сбросил оттуда крест, за что старые люди долго его проклинали. После этого в здании церкви некоторое время был склад (там хранили, например, хлеб), а затем долгое время - сельский клуб. Здание регулярно приводили в порядок, красили, ремонтировали, так как в нём проходили все собрания, выборы, ну и танцы, конечно.

 Последний раз я видела эту церковь в детстве, в 1969 или 1970 году. Волга уже начала разливаться, Меровку потихоньку подтапливало. Уже были под водой нижние огороды. От высокого правого берега отваливались глыбы, и их уносило течением. А церковь стояла на самом краю высокого берега. Помню зелёную лужайку, слева дома полукругом, справа – церковь, а за ней сразу же Волга. Это значит, что половину села, северную, уже подтопило, потому что церковь стояла приблизительно в центре улицы. Чтобы клуб - церковь не смыло, её переносили подальше от берега. Но прошло ещё 2 – 3 года, и люди из села разъехались кто куда: в Апалиху, Богородское, Балаково, Хвалынск, - и увозили с собой избы, разобрав по брёвнышку. Уехала в Алексеевку и моя бабушка Нюра со своей матерью Верой Васильевной Горшковой. Прабабушка Вера там и похоронена. А бабушка Нюра – в Балаково, где последние годы жизни жила у дочери Валентины Спириной.

Сейчас (2017 год) от церкви остались лишь камни фундамента

На фото вверху слева:

Редихин Николай Иванович на остатках фундамента

бывшей церкви

 

На фото внизу справа:

обрывистый берег Волги примерно в центре дачного посёлка Меровка (фотограф стоит рядом с фундаментом церкви)

 

Вход на сайт
Поиск
Мои сайты
  • Семейная летопись
  • Фамильный герб
  • Мои предки Твердовские
  • Пригласим природу в дом

  • Козлицкая Ирина Владимировна E-mail: irina196107@yandex.ru

    Меровка-2017 © 2017