Церкви села Меровка
По данным архива Консистории, первая церковь села Меровка во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана была построена в 1756-ом, а освящена в 1758 году (отсюда и название – Козмодемьянское, Меровка тож).
Церкви, входившие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году,
с указанием времени построения и освящения их
Из «Ведомости, какие именно церкви причисляются в ведомство духовных правлений по случаю учреждения в Аткарске духовного правления 1796 года, сентября» следует, что в то время одноприходная церковь села Меровка Хвалынского уезда находилась в ведомстве Саратовского Духовного Правления (указана в числе 5-ти храмов).
В фонде 637 Саратовского областного архива хранятся метрические книги Космо-Дамианской церкви села Меровка с 1803-го по 1829 год включительно. Все церкви Хвалынского уезда в эти годы писались не по округам, а одним списком в количестве 33-х церквей. В 1830 году этот список сократился на две церкви, и с этого же года в списках приходов Хвалынского уезда село Меровка не упоминается. Но на Генеральном плане Саратовской губернии Хвалынского уезда нагорной стороны (сочинен 1842 года мая дня) обозначено село Козмодемьянское, Меровка, Пичугино тож. Получается, что и в 1840-х годах Космо-Дамианская церковь ещё существовала.
Генеральный план Саратовской губернии Хвалынского уезда нагорной стороны (сочинен 1842 года мая дня)
А вот на военно-топографической карте Российской империи 1846 – 1863гг Меровка обозначена уже не как село, а как деревня: отсутствует значок «церковь» (подробно рассмотреть карту можно, перейдя по ссылке в названии на странице). Получается, что с 1756-й примерно по 1842-й год в Меровке действовала церковь во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а затем исчезла.
Куда же исчезла церковь? Первое, что приходит на ум, - пожар. Если почитать издание Саратовской Епархии – газету «Саратовские Епархиальные Ведомости/Саратовский Духовный Вестник», - становится понятным, что пожары в церквях в то время были делом обыденным. Второе, что могло произойти, - церковь обветшала от времени, ведь ей по примерным подсчётам было лет 90. Пока трудно сделать правильный вывод. А в ГАСО материалов по церкви тех лет не обнаружилось (имеются ввиду клировые ведомости).
По данным Ревизской сказки за 1858 год Меровка была сельцом, то есть в ней была часовня. В сборнике «Волости и важнейшие селения европейской России. Выпуск 4. Губернии Нижне-Волжской области» за 1883 год Меровка отмечена как «деревня бывшая владельческая при реке Волге, дворов 94, жителей 667, 3 ветряных мельницы». К тому моменту деревня Меровка была приписана к приходу Сергиевского храма села Алексеевка, расположенного в 10-ти верстах к северу. Жители ходили туда по дороге вдоль берега Волги. (И не только в 19 веке, но и в 20-м. Моя тётя Тамара Григорьевна, например, училась в 8 классе в Алексеевке и ходила туда-обратно в основном пешком, даже зимой. А было это в 1950 году).
С 1865 года Хвалынский уезд был разделён на 4 благочиннических округа, Алексеевка входила во 2-й округ. В Адрес-календаре Саратовской губернии на 1898 год можно прочитать названия церквей, обозначения сёл и деревень, входящих во 2-й благочиннический округ Хвалынского уезда, благочинным которого был священник Василий Иванович Избалыков. Это 12 церквей, среди которых храм Сергия Радонежского в селе Алексеевка и приписное к нему сельцо Меровка. Самая полная история села Алексеевка и Сергиевской церкви была напечатана в газете "Коммунист" 25 декабря 2020 года.
В ГАСО (Фонд 135 Опись 1.2.) хранится Дело № 3898 – о захвате церковной земли крестьянами села Меровка в 1890 году. Вероятно, земля эта из-за отсутствия клира давно не использовалась, потому и решили крестьяне её пустить в дело.
Вторая церковь в селе Меровка, Романовская, была построена только в конце 19-го века. И хотя в Справочной книге Саратовской епархии за 1912 год указано, что построена церковь в 1896 году, есть сведения, что церковь-школа была построена в 1893 году: «1 (13) октября 1893 года в Меровке освятили церковь-школу во имя святого Романа Сладкопевца. Под одной крышей в новом здании размещались смешанная церковная школа грамоты и небольшая домовая церковь» (Большая Саратовская энциклопедия).
Этот факт подтверждает и назначение церковного старосты: в должности церковного старосты к Романовской церкви в 1894 году был утверждён крестьянин Василий Алексюшин (на первое трёхлетие), в 1908 году - крестьянин Тимофей Тимошкин (на первое трёхлетие). В 1910 году церковным старостой стал крестьянин Иван Белянин.
1 (13) июля 1895 года церковь-школа сгорела. Вместо неё уже через год вчерне выстроили новое здание. Вот как о разрешении строить церковь сказано в СЕВ № 7 за 1897 год: «Наилучшим средством к религиозно-нравственному развитию народа служит устроение храмов Божиих. В прошлом 1896 году в нашей епархии положено начало устроению семи новых церквей … Кроме того разрешено построить две церкви-школы: в д. Миткерях Сердобского уезда и в д. Меровке Хвалынского уезда».
Церковь-школа в Татищевском районе, построенная в 1898 году.
В населенных пунктах, где не существовало храмов, часто устраивались церкви-школы, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций.
Церкви-школы были наиболее просты в архитектурном плане и представляли собой продолговатое здание, ориентированное с востока на запад. В восточной половине отделялось место под алтарь, в западной части помещалась школа. Составлением проекта такой школы могли заниматься даже местные жители, не обладающие особыми архитектурными навыками.
Показателен пример сельского общества деревни Ново-Троицкое Покровской волости Змейногорского уезда (ныне с. Новотроенка Усть-Калманского района Алтайского края), которое составило собственный план церкви-школы и отправило его в соответствующие инстанции. Согласно чертежу, длина церкви-школы без алтаря должна была составлять 20 аршин, ширина 10 аршин. Высота сруба здания предполагалась 7 аршин. Внутренние деление постройки предполагало устройство собственно помещения для школы, которое занимало бы 1/3 от общего объема сооружения, с западной стороны.
Неизвестным автором чертежа планировалось, что в школьной части здания будет устроено пять окон (два с выходом на прицерковную площадь, одно на север и два на южную сторону); в собственно церковном помещении — четыре окна (по два на каждую из сторон), и одно окно в алтарной части с выходом на юг.
Церковь-школа, несмотря на принадлежность к категории общественных построек, имела определенные архитектурные элементы, предназначенные для использования в культовой деятельности.
Одним из главных внешних храмовых элементов церковных школ являлось наличие простых колоколен («на столбах»), звон в которых использовался как для богослужебной деятельности, так и для созыва учащихся (колокольня на столбах в Меровке выглядела попроще этой).
Главная особенность проекта сельских церквей-школ заключалась в равенстве ширины собственно церкви и трапезной. Разделялись они обычно бревенчатой перегородкой с широким проемом. Данная перегородка отделяла алтарь, амвон и клирос, которые обычно занавешивались в том случае, если в остальной части здания проводились школьные занятия. С восточной стороны к постройке примыкал прямоугольный алтарь.
Важными атрибутами церковных школ, относящимися к элементам храмов, являлись иконы и святые образа, располагавшиеся, как правило, по углам. Выбор того или иного образа был связан с посвящением названия приходской церкви или с покровительством императорской семьи.
В 1900 году в Романовской церкви-школе установили иконостас (ГАСО, фонд 135, опись 1, дело 5514, Клировая ведомость села Алексеевка, 1904 г).
Саратовские Епархиальные Ведомости № 5 за 1902 год извещали: 12 ноября 1901 года освящена церковь-школа в сельце Меровке Хвалынского уезда, во имя преподобного Романа Сладкопевца. Церковь-школа деревянная, с отдельною колокольнею на столбах, построена на средства от казны и тщанием прихожан, однопрестольная. Жертвовали на постройку церкви как известные лица, так и неизвестные: СЕВ № 5 1896 – неизвестный пожертвовал 35 рублей на построение церкви-школы в деревне Меровке Хвалынского уезда.
В 1904 году Саратовские епархиальные ведомости напечатали Календарь престольных праздников Саратовской епархии, составленный протоиереем Иосифом Кречетовым по клировым ведомостям 1903 года. Престольный праздник преподобного Романа Сладкопевца в церкви-школе сельца Меровка, приписной к Сергиевской церкви села Алексеевка 2-го благочиннического округа, выпадал на 1 октября (в наше время это 14 октября). Причём год основания или освящения храма указан 1893, а не 1896.
В 1909 году церковно-приходским попечительством сельца Меровки Хвалынского уезда было изыскано на приобретение колокола 400 рублей и на поправку ограды около церкви-школы 120 рублей.
Самостоятельный приход в Романовской церкви был утверждён только летом 1910 года, в штат причта входили священник и псаломщик. Метрические книги Меровки за 1910 – 1918 годы хранятся в Фонде 637.2-6. Подробнее о духовенстве Меровки рассказывается на следующих двух страницах.
До Октябрьской революции в Саратове имелось порядка пятидесяти храмов, часовен и монастырей (во всей Саратовской епархии более тысячи). Большая часть была в советские годы разрушена. Саратовский регион был неофициально назначен показательным в рамках богоборческой кампании 1920-х и 1930-х годов, в результате чего были утрачены уникальные храмовые здания, являвшиеся бы в современной терминологии памятниками архитектуры и истории областного и государственного значения.
Церковь в Меровке не являлась памятником архитектуры. Это был всего лишь бревенчатый дом с железом крытой крышей, на каменном фундаменте, рядом с которым стояла колокольня на столбах. Но и его не миновала печальная участь. Когда повсеместно стали закрывать храмы, молодой житель села Спирин Егор забрался на железную крышу Романовской церкви и сбросил оттуда крест, за что старые люди долго его проклинали. После этого в здании церкви некоторое время был склад (там хранили, например, выпеченный для колхозников хлеб), а затем долгое время - сельский клуб. Его регулярно приводили в порядок, красили, ремонтировали, так как в нём проходили все собрания, выборы, ну и танцы, конечно.
Фрагмент фото из архива Евгении Иноземцевой (Бантуковой)
Евгения Иноземцева (Бантукова), уроженка села Меровка, вспоминает:
«Снаружи здание клуба, бывшей церкви, было деревянное; размером примерно 20 на 20 метров и высотой метров 5 или 6. Окна были большие и светлые, потолки высокие, всё выглядело очень добротным и аккуратно сделанным. Раньше к церкви была пристроена колокольня, которую после революции снесли.
В клуб вело высокое крыльцо с большой встроенной верандой, расположенной по центру. Прямо с веранды одна дверь вела в левую часть здания, которую колхоз использовал под склад (хранилище зерна), а вторая дверь, прямо, - в длинный коридор, разделяющий всё здание. В конце этого коридора был вход во вторую половину, где и находился большой зал клуба. Сразу от входа пространство для танцев. У дальней правой стены большая печь-голландка («галанка»). Перед сценой стояли лавки.
Когда я была ребёнком, взрослые ребята устраивали концерты. Вся деревня собиралась смотреть. Помню сценку из Чехова, как врач зуб дёргал, - было очень смешно. Играл Спирин Толик по прозвищу ЛетОк.
Около церкви была ветряная мельница, после революции хозяева её сожгли. Когда Волга подошла близко, земля обвалилась, и обнажились огромные каменные жернова и горелое зерно».
План здания клуба (предоставлен Е. Иноземцевой)
Последний раз я видела это здание в детстве, в 1968 или 1969 году. Волга вовсю разливалась, Меровку потихоньку подтапливало. Уже были под водой нижние огороды. От высокого берега отваливались глыбы, и их уносило течением. А церковь стояла на самом краю берега. Помню зелёную лужайку, слева дома полукругом, справа – церковь, а за ней сразу же Волга. Это значит, что половину села, северную, уже подтопило, потому что церковь стояла приблизительно в середине села, напротив дома Зеленцовых. Чтобы клуб - церковь не смыло, её переносили подальше от берега, к горе.
Но прошло ещё 2 – 3 года, и люди из села разъехались кто куда: в Апалиху, Богородское, Балаково, Хвалынск, - и увозили с собой избы, разобрав по брёвнышку. В 1970 году уехала в Алексеевку и моя бабушка Нюра со своей матерью Верой Васильевной Горшковой. Прабабушка Вера там и похоронена. А бабушка Анна Васильевна – в Балаково, где последние годы жизни жила у дочери Валентины Спириной.
Сейчас (2018 год) от церкви остались лишь камни фундамента, совсем незаметные в высокой траве.
На фото вверху слева: Редихин Николай Иванович на остатках фундамента бывшей церкви
На фото внизу справа: обрывистый берег Волги примерно в центре дачного посёлка Меровка (фотограф стоит рядом с фундаментом церкви) |
|
Страница изменена 20.02.2022г