Духовенство села Меровка
Документ, из которого можно узнать о службе священно- и церковнослужителя, называется клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства). Это узаконенный акт, удостоверяющий состояние лиц духовного звания.
Клировых ведомостей Космо-Дамианской и Романовской церквей села Меровка, в которых бы содержались полные сведения о церкви, её имуществе, составе причта, в саратовском архиве не было обнаружено. Но метрические книги тоже несут в себе сведения о духовенстве, ведь каждая запись о рождении, бракосочетании или смерти заверяется подписями всех членов причта.
Метрические книги церквей Меровки хранятся в одном фонде ГАСО – 637, но указаны в разных описях.
Так, в Фонде 637 Оп.1-1 хранятся метрические книги Хвалынского уезда за 1815г, 1818, 1826, 1868 – 1869, 1870гг, но без указания сёл в описи. Для изучения родословной моих предков Редихиных в указанных метрических книгах мало пользы, так как фамилий в то время у крестьян не было. Но вот для изучения духовенства Меровки они исследователям пригодятся.
В Фонде 637.Оп.1-3 хранятся ещё не изученные мной метрические книги Космо-Дамианской церкви села Меровка за 1803, 1806, 1808, 1816, 1817 – 1823, 1827 – 1829 годы. Далее Меровка в списках сёл уезда не упоминается, только Алексеевка Хвалынского уезда/округи, по 1876 год включительно. Возможно, именно в это время (примерно 1830 год) Космо-Дамианская церковь Меровки перестала существовать (ей было 74 года), а деревня стала приписной к Сергиевскому приходу соседнего села Алексеевка того же уезда.
За годы существования церкви в Меровке сменилось не одно поколение священно- и церковнослужителей. Узнать имена некоторых представителей духовенства удалось, благодаря нескольким источникам.
Один из них - «Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий 18 – 20 веков» И.И. Лежниной, из которого я сделала несколько выписок.
Духовенство Меровки в период 1756 – 1829гг
(Причт Космо-Дамианской церкви села Меровка)
(Модестов) Иван Федотович
Священник Космо-Дамианской церкви села Меровка Хвалынского уезда. На 1815г умерший. (ГАСО Ф. 28 д. 184 1815г)
(Дентовский) Петр Иванович (*1767г)
Священник церкви села Меровка Хвалынской округи до 1801г. В 1801г перемещен к Покровской церкви села Мордовский Ключ Вольской округи. В 1815г выбыл в Спасо-Преображенский монастырь г. Саратова. Уволен по болезненному состоянию на пропитание сына Дентовского Антипа Петровича. На 1834г вдов. (ГАСО Ф. 28/1 д. 177 1811г, Ф. 28/1 д. 191 1815г, Ф. 28/1 д. 685 1834г, Ф. 12/1 д. 910 1836-1837гг)
Добронравов Иоанн Хрисанфович (*1787г)
В семинарии не обучался. В 1805г определен в пономаря к церкви села Меровка Хвалынской округи. В 1806г определен в дьячка к Дмитриевкой церкви села Дворянская Терешка Хвалынской округи. (ГАСО Ф. 28 д. 184 1815г, Ф. 28/1 д. 684-5 1834г, Ф. 12/1 д. 910 1836-1837гг)
Смирнов Стефан Александрович (*1793г)
До 1812г пономарь Космо-Дамианской церкви села Меровка Хвалынской округи. В 1812г перемещен на пономарское место во вновь утвержденный штат к Сергиевской церкви села Алексеевка Хвалынской округи. Дьячок Сергиевской церкви села Алексеевки Хвалынского уезда на 1827-1840гг. (ГАСО Ф. 28 д. 184 1815г, Ф. 28/1 д. 684 1834г, Ф. 12/1 д. 35 1830г, Ф. 12/1 д. 804 1836г, Ф. 12/1 д. 910 1836-1837гг, Ф. 135 д. 747 1840г)
(Полиновский) Егор Петрович (*1793г)
Обучался в семинарии. В 1814г определен в пономаря к Космо-Дамианской церкви села Меровка Хвалынской округи. (ГАСО Ф. 28/1 д. 184 1815г, Ф. 28/1 д. 684 1834г)
Избалыков Иван Андреевич (*1801г)
В 1814г выбыл в дьячка к Космо-Дамианской церкви села Меровка Хвалынской округи. В 1824г перемещен к Покровской церкви села Шаховское Хвалынского уезда. Служил на 1834г. (ГАСО Ф. 28 д. 184 1815г, Ф. 28 д. 684 1834г, Ф. 12/1 д.35 1830г, Ф. 28/1 д. 634 1834г)
О том, как несли свою службу священно-и церковнослужители Хвалынского уезда в 1800-х годах рассказывал журнал «Саратовские епархиальные ведомости» № 3 за 1901 год в статье «Духовенство Саратовской епархии 100 лет назад (по данным архива местной Консистории)»:
«При таком состоянии образования духовенство обозреваемого нами времени тем не менее, судя по аттестации его, являлось в лице большинства своих членов вполне довлеющим своему званию».
Из общего количества аттестованного на предмет «каковы в должности чтения и пения» духовенства Хвалынского уезда (131 человек) аттестованы словами:
Искусен – 1 священник
Хорош – 28 священников, 14 диаконов, 26 дьячков и 15 пономарей
Изряден – 1 священник
Сведущ – 0
Исправен – 0
Порядочен – 3 священника, 3 диакона, 3 дьячка и 3 пономаря
Посредствен – 1 священник, 3 диакона, 2 дьячка и 6 пономарей
Нехуд – 3 священника, 5 диаконов, 8 дьячков и 4 пономаря
Малосведущ – 1 пономарь (села Елшанка)
Неискусен/неисправен, плох - 0
Худ – 1 пономарь (села Широкий Буерак – «читает худо»)
В самом городе Хвалынске, который в рейтинге уездных городов занял самое последнее место, из 10 человек духовенства лишь двое, протоиерей и священник, отмечены хорошими, 4 лица – священник, диакон, дьячок и пономарь – порядочными, 2 человека – дьячок и пономарь – посредственными, и 3 лица – диакон, дьячок и пономарь – нехудыми.
«Но и при таком положении дел встречались приходы, в которых все члены причта стояли на высоте своего звания по исполнению своих должностей. Таков был приход села Меровки, состоящий из священника и дьячка, и ещё 10 приходов Хвалынского уезда (причём Меровский приход указан первым в списке). Все члены означенных причтов аттестованы словом «хорош»».
Духовенство Меровки в период 1830 – 1895гг
(Причт Сергиевской церкви села Алексеевка)
В марте 1858 года (10-я ревизская сказка) Меровка именуется сельцом, то есть в ней была часовня. Но церкви в Меровке не было около 60-ти лет, а значит не было и своего, приходского духовенства. Существовало Положение Св. Синода от 16.04.1869 г "О составе приходов и церковных причтов", по которому производились слияния близлежащих приходов. Меньшая церковь становилась приписной и без причта. Имущество и старосту в такой церкви оставляли на содержание прихожан, а метрические книги велись только по месту основного прихода, включавшего несколько приходских сел.
Для отпевания, конечно, ездили в приписную деревню, где и хоронили. Венчание происходило у престола Божия, это только в храме, то есть ездили в Алексеевку. Крестить можно было торжественно в храме или на дому, это по-разному бывало.
Узнать имена священно-церковнослужителей с 1830-го по 1865-й год можно по метрическим книгам и клировым ведомостям Сергиевской церкви села Алексеевка Хвалынского уезда, а с 1865 года – по журналам «Саратовские епархиальные ведомости» и «Саратовский духовный вестник».
Священники
Образцов Иоанн
Священник Хвалынского уезда села Алексеевки. На ноябрь 1867 года умерший. Сын: Михаил Образцов, ученик СДС, уволенный из Семинарии в Саратовское Епархиальное ведомство по прошениям в течение октября, ноября 1867 г.
Орлов Иоанн (+1873г)
В 1868 году священник села Алексеевки Хвалынского уезда, утверждён в должности помощника благочинного по 2-му округу. В 1871 году утвержден на следующее трехлетие в должности помощника Благочинного по 2-му округу Хвалынского уезда.
С 1873-го по 1907 год включительно священником Сергиевской церкви Алексеевки был Анатолий Николаевич Феофаров, о котором расскажу подробнее на отдельной странице.
Причётники
Целебровский Василий (+1876г)
В 1865 году дьячёк села Алексеевки Хвалынского уезда, вызывался в Консисторию. На 1876 год сверхштатный причётник с. Алексеевки Хвалынского уезда.
Альтаментов Константин (+1892г)
«Согласно отношения Самарской Духовной Консистории, от 18 апреля 1873 года за № 1998, диакону с. Алексеевки, Хвалынского уезда, Константину Альтаментову, ходатайствовавшему о перемещении его из Саратовской в Самарскую Епархию на диаконскую вакансию объявляется, что в настоящее время нет места в Самарской епархии, какое бы за ним можно было зачислить». В 1892 году уволен за штат. В июне того же года исключен из списков за смертью заштатный псаломщик-диакон с. Алексеевки Хвалынского уезда Константин Альтаментов.
В период с 1892 по 1895 год в Сергиевской церкви села Алексеевка служили:
Владимир Пиксанов, получивший после окончания курса СДС псаломщическое место по резолюции от 10 июня 1892 года, а 19 августа 1893 года назначенный священником в с. Новоспасское Хвалынского уезда. Жизнь В. Пиксанова трагически оборвалась в 1918 году. Подробнее об этом.
Николай Никольский, окончивший курс Саратовской семинарии в 1893 году и получивший место псаломщика в Алексеевке 7 сентября того же года. Резолюцией Его Преосвященства от 30 июля 1894 года ему было предоставлено место священника в селе Матышеве, Аткарского уезда.
Симеон Ктаторов, назначенный 20 июня 1894 года на диаконское место в Сергиевскую церковь Алексеевки и прослуживший на этом месте до 7 мая 1895 года, после чего был рукоположен в священника к церкви села Шилова Камышинского уезда.