Духовенство Меровки в период 1895 – 1910гг
(Причт Сергиевской церкви села Алексеевка)
Вторая часть метрических книг Меровки, за 1890 – 1920 годы, находится в Описях 10 и 42 фонда 637.
Повторюсь, что по 1893 год своей церкви в Меровке не было, но деревня была приписной к Сергиевской церкви села Алексеевка, что в 10-ти верстах. Потом была построена церковь-школа, но самостоятельного прихода в Меровке не было ещё несколько лет. Всё также исполнял требы причт Сергиевской церкви, но записи уже велись в метрических книгах Романовской церкви.
На 1898 год причт Сергиевской церкви села Алексеевка состоял из священника Анатолия Николаевича Феофарова, диакона Амплия Дмитриевича Дубровина и псаломщика Петра Ивановича Сластёнова.
Эти имена я обнаружила в метрических книгах Романовской церкви села Меровка Хвалынского уезда Саратовской губернии (в настоящее время Вольского района Саратовской области) за 1895-1920 годы (Ф. 637. Оп. 10. Д. 229, 230), по которым с марта 2019-го по декабрь 2021 года делала запросы в ГАСО на поиск сведений о моих предках Редихиных.
Изучив присланные копии записей из метрических книг, я выяснила, что:
В январе 1898г моих прадедушку Андрея и прабабушку Прасковью венчал священник Анатолий Феофаров с диаконом Амплием Дубровиным и псаломщиком Петром Сластёновым. В октябре 1898г они же крестили первую дочь прадеда, Пелагею, умершую во младенчестве.
Отец Анатолий Феофаров крестил и других детей Андрея и Прасковьи Редихиных: Пелагею 2-ую (1899г) - исполняющим должность псаломщика уже был Иван Кочегин, Константина (1902г), Пелагею 3-ю (1903г).
Вероятно, он же крестил и моего деда Григория Андреевича Редихина, который родился 10 августа 1907 года. Но к сожалению, не все метрические книги за этот год сохранились.
Сластёнов Пётр Стефанович (*12.06.1877г).
Родился в селе Елань Сердобского уезда. Обучался в СДУ с 1887 г. по 1893 г. Окончил курс в СДС. На 1895 – 1899гг псаломщик Сергиевской церкви села Алексеевка Хвалынского уезда. В июне 1899г определен на диаконское место при Михаило-Архангельской церкви села Широкий Буерак Хвалынского уезда. Состоял учителем местной ЦПШ. В сентябре 1899г рукоположен во священника. В 1900г предоставлено священническое место в селе Марфино Аткарского уезда. Состоял заведующим и законоучителем Павловской и Верхне-Камышлейской школ грамоты. В 1908г перемещен к Николаевской церкви в село Ключевка Петровского уезда. Награды: набедренник 1910г. (КСЦСЕ 1895-1897гг, СКСЕ 1912г)
По официальным данным (Саратовские епархиальные ведомости за 1907г) с ноября 1907 года священником Сергиевской церкви был Амплий Дубровин. Но в метрической книге Романовской церкви Меровки есть запись: 20 декабря 1906 года священник Амплий Дубровин крестил Стефана, сына Андрея и Прасковьи Редихиных (с диаконом Феодором Румянцевым и псаломщиком Иоанном Кочегиным). Описание жизни и служения Амплия Дмитриевича Дубровина заслуживает отдельного рассказа.
В марте 1899 года диакон Сергиевской церкви Амплий Дубровин был рукоположен в священника в соседнее село Дёмкино. После него эту должность исправляли:
по 21 мая 1900 года - Николай Базилевский;
по 5 августа 1903 года - Александр Чекалин.
20 августа 1903 года диаконское место при Сергиевской церкви с. Алексеевки, Хвалынского уезда, предоставлено учителю церковно-приходской школы с. Апалихи Хвалынского уезда, окончившему курс Уфимской Духовной Семинарии Иоанну Тронину. На этом месте И. Тронин прослужил по 5 июля 1905 года.
С именем диакона Иоанна Тронина связано крещение 5 октября 1903 года Пелагеи 3-ей, дочери Андрея и Прасковьи Редихиных, и крещение 12 октября Михаила, сына Василия и Веры Горшковых (будущие сваты Редихиных).
Тронин Иоанн
Учитель церковно-приходской школы села Апалиха Хвалынского уезда. Окончил курс Уфимской духовной семинарии. 20 августа 1903 года предоставлено место диакона при Сергиевской церкви села Алексеевка Хвалынского уезда. 5 июля 1905 года предоставлено место священника при Николаевской церкви села Елшанки того же уезда. 12 августа 1908 года перемещён на второе священническое место при Покровской церкви села Солодчей Царицынского уезда. 29 июля 1912 года утверждён в должности окружного миссионера по 2-ому округу Царицынского уезда. 9 февраля 1915 года перемещён на священническую вакансию к Николаевской церкви села Тарапатина Камышинского уезда. 20 апреля – 3 мая 1918 года священник слободы Торопатиной Иоанн Тронин награждён скуфьёй.
Румянцев Феодор Александрович (*1867)
Обучался в городском училище. На 1902 год преподаватель пения в Вольском духовном училище и 2-ом Саратовском епархиальном женском училище (г. Вольск). На епархиальной службе с 1903 года (псаломщик Покровской церкви города Вольска). В этом же году награжден Его Преосвященством, Преосвященнейшим Алексием, Епископом Саратовским и Царицынским архипастырским благословением.
С 20 июля 1905-го по 1910-й годы диакон Сергиевской церкви села Алексеевка Хвалынского уезда. В Списке священно-церковно-служителей Саратовской епархии, нуждающихся в пособии по случаю неурожая 1911 года, значится диакон села Алексеевки Феодор Румянцев, в семействе у которого жена и пять детей, из коих один учится
Диакон церкви села Елшанка Хвалынского уезда. В ноябре 1914г предоставлено священническое место при церкви села План Кузнецкого уезда. В мае 1917г перемещен на священническую вакансию к церкви села Старое Чирково Хвалынского уезда. В октябре 1917г перемещен к церви села План Кузнецкого уезда. В 1918г перемещен к церкви села Дьячовка Петровского уезда. По информации родственников, похоронили его там же в 1918 или 1920 году. (ГАСО СЕВ № 22 1914г, № 17-18, 36 1917г, № 4 1918г)
11 июня 1909 года венчал Ивана Родионова Редихина и Дарью Ефимову Сюзяеву священник Амплий Дубровин (с диаконом Феодором Румянцевым и псаломщиком Иоанном Кочегиным).
Кочегин Иван Васильевич (*1864г)
Родился в с. Сосновая Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии. Окончил курс миссионерской Кирилло-Мефодиевской школы. В июле 1899г предоставлено псаломщическое место при церкви села Алексеевка Хвалынского уезда. В Списке священно-церковно-служителей Саратовской епархии, нуждающихся в пособии по случаю неурожая 1911 года значится псаломщик села Алексеевки Иоанн Кочегин, в семействе у которого жена и 4 детей, из коих двое учатся. Дети: Кочегин Петр Иванович. На 1917г воспитанник 3 класса СДС.
В сентябре 1914г диакон-псаломщик Кочегин назначен на диаконское место при церкви села Широкий Буерак Хвалынского уезда с возведением в сан священника. В ноябре 1914г священник на диаконской вакансии села Широкого Буерака перемещен на диаконскую вакансию к церкви села Елшанка Хвалынского уезда.
Арестован Хвалынской ЧК 26 марта 1920 года. Приговорен Саратовской губернской Чрезвычайной Комиссией 22 июня 1920 года, обвинение: за антисоветскую агитацию. Приговор: на весь период гражданской войны. Постановлением Саргубчека от 27.11.1920 года в связи с амнистией срок наказания срок наказания сокращен до 5 лет. Реабилитирован 27 ноября 1997 г. Саратовской областной прокуратурой.
(ГАСО СЕВ № 16 1899г, № 20, 22 1914г, № 29 1917г, СДВ № 14, 20-21 1912г, СКСЕ 1912г, Книга памяти Саратовской обл. – подготовительные материалы)
И только летом 1910 года Указом Святейшего Синода от 15 января за № 624 при церкви сельца Меровки Хвалынского уезда был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Сведения о духовенстве церкви села Меровка того времени можно узнать, внимательно изучив епархиальные журналы – «Саратовские епархиальные ведомости» и «Саратовский Духовный Вестник» (так называлось издание в период с сентября 1905 по декабрь 1912 года).
Духовенство Романовской церкви Меровки в 1910 – 1918гг
Дочерей Андрея Родионовича и Прасковьи Ерофеевны Редихиных Татьяну (19 января 1911 года), Евдокию (15 августа 1913 года) и дочь Ивана Родионовича и Дарьи Ефимовны Редихиных Евдокию (7 августа 1911 года) крестил священник Михаил Кириков (псаломщиками были в разное время Феодор Дёмин и Тимофей Грачёв).
Кириков Михаил Иванович (*1851г)
Окончил 4 класса духовной семинарии. Учитель Еланской двухклассной ЦПШ Аткарского уезда, на 1897г прослуживший не менее10 лет. Заслуживает, по заключению Саратовского Епархиального Училищного Совета и его уездных Отделений, поощрения за труды но народному образованию в духе церковности.
В августе 1900г предоставлено диаконское место при Покровской церкви села Морец Аткарского уезда. В июле 1902г определен на священническое место к церкви села Благодатное Хвалынского уезда. В июне 1904г перемещен к Христрождественской школе села Мачкас Петровского уезда. В январе 1905г утвержден в должности законоучителя Мачкасского земско-общественного училища. В июле 1910г перемещен к Романовской церкви села Меровка Хвалынского уезда. Служил в Меровке священником и законоучителем. В 1913 году Хвалынского уезда 2 округа Свято Романовской церкви села Меровки священник Михаил Кириков был награждён набедренником.
Решением Епархиального Начальства от 28 февраля 1914 г. за № 254 священник церкви села Меровки, Хвалынского уезда, Михаил Кириков уволен за штат (уволен за штат – значит, ушёл на пенсию по болезни или старости). Вероятно, после выхода за штат Михаил Кириков уехал на жительство к кому-нибудь из родственников (к детям?), но в Духовную Консисторию об отъезде не сообщил. Поэтому в СЕВ № 7 за 1915 год было размещено объявление следующего содержания:
«Саратовская Духовная Консистория предлагает всем подведомым Епархиальному Начальству местам и лицам донести о местожительстве заштатного священника церкви села Меровки, Хвалынского уезда, Михаила Иоанновича Кирикова, имеющего от роду 63 г., если кому-либо сие известно».
(ГАВО Ф. 339/67 д. 32 1901г, ГАСО СЕВ № 10 1898г, № 17 1900г, № 6, 14 1902г, № 13 1904г, № 1,2 1905г, № 6 1914г, СДВ № 31 1910г, СЕВ № 7 1915г, СКСЕ 1912г)
Неожиданной оказалась запись в метрической книге от 31 октября 1910 года о погребении крестьянина села Меровки Василия Прокопьева Горшкова 70 лет (это ещё один мой предок). Дело в том, что подписался под ней священник Симеон Мраморнов, который на тот момент служил вовсе не в Меровке, а в соседнем селе Богородское (в 7 км). Возможно, он просто заменил отсутствующего по какой-то причине Михаила Кирикова.
Мраморнов Семен (Симеон) Васильевич (*1850г)
Окончил курс в духовном училище. На епархиальной службе с 1868г. И.д. псаломщика при церкви села Медведицкое Петровского уезда. В 1881г перемещен к Троицкой церкви г. Петровска. В марте 1890г предоставлено священническое место при Николаевской церкви села Степная Нееловка Саратовского уезда. В октябре 1896г перемещен к Казанской церкви села Богородское Хвалынского уезда. В январе 1916г уволен за штат. Награды: набедренник 1906г, скуфья 1912г.
(ГАСО СЕВ № 29 1881г, № 5 1890г, № 22 1896г, № 5, 8 1904г, № 5 1916г, СДВ № 25 1906г, № 13 1912г, КСЦСЕ 1895-1897гг, СКСЕ 1912г, Ф. 135 д. 7356 1914г)
С 1914 года священником Романовской церкви села Меровка стал Пётр Тимофеевич (причём Тимофеевич здесь не отчество, а фамилия), который прибыл из Холмской епархии. Напомню, что шла Первая Мировая война, из западных областей Российской Империи эвакуировались тысячи беженцев, и многие священно-и церковнослужители тех мест просили предоставить им должности в Саратовской, Симбирской и других епархиях. В Фонде 135 Опись 1.4. (ГАСО) находится Дело № 7362 – Решение консистории по прошению слушателя Московских пастырских курсов Тимофеевича П. о предоставлении ему должности священника в селе Меровка Хвалынского уезда в 1914 году (27/03/1914 – 12/04/1914гг).
С именем священника Петра Тимофеевича связаны крещение 29 марта 1915 года Александра, сына Ивана и Дарьи Редихиных (псаломщик Тимофей Грачёв), крещение 5 ноября того же года Михаила, сына Андрея и Прасковьи Редихиных (диакон-псаломщик Иоанн Ревин); крещение 1 апреля 1918 года Иоанна, сына Андрея Родионовича и Прасковьи Ерофеевны Редихиных (диакон И. Ревин), а 29 июля того же года крещение Василия, сына Ивана и Дарьи Редихиных.
Тимофеевич Пётр
Резолюцией Его Преосвященства от 26 марта 1914 г. № 1201 слушателю пятых пастырских курсов гор. Москвы диакону Холмской епархии Петру Тимофеевичу было предоставлено священническое место при Свято-Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда.
В 1916 году священник церкви села Меровки 2-го округа Хвалынского уезда Петр Тимофеевич ко дню Святой Пасхи награждён набедренником
В том же году Саратовский Епархиальный Проповеднический Наблюдательный Комитет выразил порицание, на первый раз без внесения в формуляр, за небрежное отношение к делу и предписал составить новые поучения по программе 1914 года нескольким священникам, в том числе отцу Петру Тимофеевичу, священнику с. Меровки Хвалынского уезда. На 1919 год служил там же.
Псаломщики Романовской церкви в 1910 – 1918гг
Дёмин Федор (Феодор) Георгиевич (*1879г)
Окончил курс в ЦПШ (церковно-приходской школе). Учитель. Резолюцией Его Преосвященства предоставлено место от 13 августа 1910 г за № 2197, при Романовской церкви с. Меровки, Хвалынского уезда, учителю Феодору Демину, в звании и. д. псаломщика.
В 1912 году по случаю неурожая 1911 года Епархиальное Начальство назначило денежные пособия из сумм, отпущенных Хозяйственным Управлением при Святейшем Синоде и из пожертвованных разными учреждениями и лицами. Псаломщик села Меровки Фёдор Дёмин, в семействе у которого жена и воспитанница, получил 15 рублей.
Резолюцией от 15 октября 1912 года и. д. псаломщика Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда, Феодору Дёмину предоставлено место псаломщика при Христорождественской церкви с. Посёлок Хвалынского уезда. В августе 1915г утвержден в должности псаломщика с принятием в духовное звание.
(ГАСО СДВ № 35 1910г, № 14, 38-39 1912г, № 25 1915г, СКСЕ 1912г)
Грачев Тимофей (+07.1915г).
Крестьянин. Обучался в сельской школе.
В ноябре 1912г определен на место и.д. псаломщика при Романовской церкви села Меровка Хвалынского уезда. Резолюцией Его Преосвященства от 21 Октября 1914 г. № 5114 и. д. псаломщика села Меровки, Хвалынского уезда Тимофей Грачев утвержден в должности с принятием в духовное звание и посвящения в стихарь. В июле 1915 года исключён из списков за смертью псаломщик Романовской церкви села Меровки, Хвалынского уезда Тимофей Грачев.
Указом Святейшего Синода, от 27 января 1916 года за № 1249, назначено единовременное пособие … вдове псаломщика села Меровки, Хвалынского уезда, Татьяне Грачевой с сыном ее - 50 руб.
(ГАСО СКСЕ 1912г, СДВ № 42-43 1912г, № 21 1914г, № 25 1915г, № 7 1916г)
В СЕВ № 25 за 1915г упоминается имя Дмитрия Курманаева, который окончил курс Подлесинского миссионерского училища Хвалынского уезда и 18 августа 1915г был определен на псаломщическую вакансию к Романовской церкви села Меровка Хвалынского уезда. Но в метрических книгах церкви его имя не упоминается. Зато с осени 1915-го по 1919-й год включительно в состав причта входит диакон Ревин (Рёвин) Иоанн.
Ревин Иоанн
С ноября 1915 года диакон-псаломщик Романовской церкви села Меровка Хвалынского уезда. На 1919 год служил там же.
Третья часть метрических книг церкви Меровки, за период с 1910 по 1918 годы, обнаружилась в том же 637 фонде, но в Описи 3-6. Она исследована - это оказались копии метрических книг из Описи 10.