Ревизская сказка 1858 года
Благодаря форумам на многочисленных генеалогических сайтах я узнала, что одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки — документы именной переписи податного населения Российской Империи. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. С этого момента и берут начало ревизские сказки.
Так как мои предки по фамилии Редихины родом из Меровки Саратовской губернии, я сделала запрос в Государственный Архив Саратовской Области (ГАСО) о том, хранятся ли в нём какие-либо записи (в частности, ревизские сказки) о жителях сельца Меровка Хвалынского уезда. И заодно поискала информацию: что же такое ревизские сказки и как вообще проводились ревизии.
С интересом прочитала, что на протяжении XVIII — середины XIX в. было проведено 10 ревизий (с 1719 по 1857 гг.), каждая из которых растягивалась на несколько лет, поэтому за год проведения ревизии историками обычно принимается её «основной год», т.е. год, в который было учтено большее количество населения.
Список ревизий податного населения Российской Империи
№ ревизии
|
Года проведения
|
Классы населения
|
Учёт женщин
|
1
|
1718 — 1727 гг.
|
Крестьяне, посадские люди,
купцы, чиновники, разночинцы
|
–
|
2
|
1743 — 1747 гг.
|
–
|
3
|
1761 — 1767 гг.
|
+
|
4
|
1781 — 1782 гг.
|
+
|
5
|
1794 — 1795 гг.
|
Крестьяне, посадские люди,
купцы (кроме 1-ой гильдии)
|
+
|
6
|
1811 г.
|
–
|
7
|
1815 г.
|
+
|
8
|
1833 г.
|
+
|
9
|
1850 г.
|
+
|
10
|
1857 — 1858 гг.
|
+
|
Ревизия как процесс состояла из нескольких этапов, на каждом из которых возникали особые виды документов. Таким образом, ревизские сказки являются первичными материалами ревизии, сведения которых на следующих этапах обобщаются и структурируются, а также подвергаются дальнейшей обработке и тщательной проверке (отсюда, собственно, и название переписи — «ревизия»). Ревизские сказки подавались в местные органы власти (волостные правления, ратуши, затем городские думы), где составлялись перечневые ведомости — первый этап обобщения данных ревизских сказок в масштабах уезда, провинции и губернии, содержащие сравнение данных текущей ревизии с уже проверенными данными предыдущей. На момент полного окончания ревизий составлялись генеральные табели, а с четвёртой ревизии (1782 г.) начинают составляться окладные книги — общероссийские сводные материалы ревизии, предназначенные только для расчёта податных сборов (поэтому в них отсутствуют сведения о женском населении и сопоставление с предыдущими ревизиями).
В имениях (Меровка относилась к имениям графа Воронцова-Дашкова) ревизские сказки подавались владельцами или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян — старостами или другими должностными лицами, в городах — представителями городской управы. Переписные листы по 10-й ревизии (1857 – 1858 г.г.) крестьян села Меровка в ГАСО сохранились в хорошем, судя по присланным копиям, состоянии.
Ревизская сказка
Тысяча восемьсот пятьдесят восьмого года марта тринадцатого дня
Саратовской губернии Хвалынского уезда сельца Меровки
помещика эстандарт-юнкера графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова
о состоящих мужеского и женского пола крестьянах
Долгое время чёткого формуляра ревизской сказки не существовало. Только с седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие сведения: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой женщины.
В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Крестьяне села Меровка, отданные в рекруты:
1851 год – Лаврентия Никифорова 2-й сын Степан, Григория Алексеева 2-й сын Иван,
1853 год – Ильи Васильева Ладнева 2-й сын Никита, Михаилы Данилова 1-й брат Пётр,
1854 год – Егора Дмитриева 2-й брат Николай, Ивана Васильева Ладнева 3-й сын Маркел, Ивана Симонова 2-й сын Иван,
1855 год – Егора Никифорова 2-й сын Игнатий, Осипа Иванова 2-й сын Кирилл, Козьмы Иванова Голубева брат Арсентий, Ивана Степанова 2-й сын Григорий, Фокея Степанова 1-й сын Лукьян, Артёма Андреева сын.
Хочу уточнить, что после имени следует вовсе не фамилия, а отчество, то есть Лаврентий Никифоров - это Лаврентий Никифорович (Никифоров сын), Григорий Алексеев - Григорий Алексеевич (Алексеев сын).
Илья Репин "Проводы новобранца" 1879 год. Русский музей.
Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения. Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.
Крестьяне села Меровка с фамилиями:
Афонасий Васильев Ладнев, Василий Астафьев Ладнев, Афонасий Егоров Ладнев, Илья Васильев Ладнев, Иван Васильев Ладнев, Данила Васильев Ладнев,
Василий Феодоров Багатырёв, Сергей Феодоров Богатырёв,
Филат Иванов Спиридонов,
Осип Иванов Шахов,
Тихон Васильев Зеленцов,
Козма Иванов Голубев, Ермолай Петров Голубев, Николай Михаилов Голубев,
Макар Иванов Яшин,
Павел Абрамов Бахарев, Абрам Филипов Бахорев,
Сергей Григорий Тихонов,
Иван Андреев Луцков,
Егор Степанов Ершов,
Илья Иванов Симачов,
Яков Васильев Секов.
Напомню, что крестьяне села Меровка были крепостными.
Помещичьи крестьяне (владельческие) – это многочисленная категория крестьян в России, с конца 15-го века и до крестьянской реформы 1861 года находившаяся в крепостной зависимости от помещиков-дворян.
Крепостное право (крепостная зависимость) - это искажённое КРЕПОСТЬ К ЗЕМЛЕ, то есть Закон, запрещавший менять крестьянам владельца земли – помещика. Численность крепостных крестьян всегда была меньше половины от общего числа крестьянства. Помещичьи крестьяне получали от землевладельца надел, на котором вели своё хозяйство. Таким образом, барщина – это компенсация трудом крестьянина аренды выданной помещиком земли.
И вот что интересно, крепостных крестьян в России никогда нельзя было обвинить в пресловутом «рабском духе». Крепостные – не холопы и чётко знали, что православный человек – лишь раб Божий и ничей другой. Да и экономически русские крепостные совсем не напоминали зависимых крестьян Европы. Недаром Александр Сергеевич Пушкин от лица вымышленного британца оформил следующее высказывание: «Вообще повинности в России не очень тягостны для народа: подушные платятся миром, оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленника умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где хочет». Рабство же с правом продажи крестьян на Руси продолжалось очень недолго - порядка 40 лет и в 5-ти или 7-ми центральных губерниях.
По 10-й ревизии 1858 года в селе Козмодемьянское, Меровка тож (владелец граф И. И. Воронцов-Дашков) числилось 268 крестьян мужского пола, 94 домохозяйства.
В пользовании крестьянского общества находилось:
Усадебной земли 28, 12 десятин; на душу – 0, 11 десятины (одна десятина – примерно 1 га).
Пахотной 979 десятин, на душу – 3,72 десятины. Сенокоса всего 242, 04 десятины, в том числе 222 десятины, состоящие в Николаевском уезде Самарской губернии (графу Воронцову-Дашкову принадлежало село Большой Красный Яр Николаевского уезда, что располагалось на противоположном берегу Волги).
Выгону – 63 десятины. Кустарника и леса, не состоящего в пользовании крестьян, 171,42 десятины. Всего удобной земли 1312, 16 десятин, на душу – 4,99 десятины.
Денежный оброк крестьяне не платили, добавочных повинностей не исполняли.
Оброчных тягол нет, издольных тягол 111, частично на оброке и барщине тягол нет.
Что такое тягло и издольщина?
Крестьяне брали землю, а часто и инвентарь, рабочий скот, семена у владельцев земли в аренду. Издольщина – одна из форм аренды земли в царской России. Само название говорит о том, что за пользование ею крестьяне отдавали помещику часть урожая («долю»). Доля была различной, всё зависело от условий, которые ставил владелец земли. Каким бы ни был урожай, крестьянин обязан эту долю отдать. Здесь был элемент риска на случай неурожая, ведь отдавать-то нужно было всё по договору.
Другая форма аренды земли, испольщина - это всегда половина урожая, независимо от того, каким был урожай. Это, конечно, высокая плата за аренду, однако в случае плохого урожая всё равно отдавалась только его половина.
До 1861 года владельческие крестьяне (и те, которые были на оброке, и те, которые были на барщине) не знали ревизской развёрстки, а делили землю по тяглам. При тех отношениях, которые были между владельцами и крестьянами, тягловая раскладка земли и платежей была наиболее рациональной, удовлетворяя интересам обеих сторон. По общему правилу, полное тягло накладывалось с 18 – 19 лет, когда женили молодого парня; старики с 60 лет совершенно освобождались от тягла. Налагалось тягло или вдруг с достижением указанного возраста, или постепенно.
Так, в деревне Меровке крестьяне отправляли трёхдневную барщину, причём на полное тягло (мужчину и женщину) нужно было сжать одну шестидесятку (60×60=3600 кв. саж.), то есть полторы казённых десятины (одна десятина – 2400 кв. сажен, или 109, 25 соток, или 1, 09 га). С 18 лет здесь налагалось одна вторая тягла (три четверти десятины, на парней, девушки были свободны). Со времени женитьбы муж с женой тянули полное тягло до 60-летнего возраста. В соседней Алексеевке 15 лет – «полвенца», с 19 лет, когда женили, - «венец», полное тягло.
Тягловая раскладка продолжалась вплоть до прекращения крепостных отношений, когда она в большинстве владельческих обществ была заменена, по примеру крестьян казённых, ревизской раскладкой по мужским душам. Это тем легче было сделать, что и самый надел был нарезан крестьянам по душам 10-й ревизии. Притом крестьяне, очевидно, были слишком увлечены желанием покончить со всеми традициями крепостного состояния, увлечены гораздо более, чем это допускали хозяйственные условия того времени. Только сравнительно меньшее число селений, где земля не окупала платежей, где развиты были посторонние заработки вне своего надела, где необходимо было разложить платежи не на одну землю, но и на рабочие силы, там был сохранён основной принцип тягловой раскладки в форме развёрстки земли и платежей по работникам мужеского пола.
В результате Крестьянской реформы 1861 года бывшие крепостные крестьяне графа Воронцова-Дашкова получили дарственные наделы и стали именоваться крестьяне-дарственники.
Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины (1 га) на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный (в Меровке почти 4 га на душу по итогам переписи 1858 года
Источники: Электронные копии ревизской сказки крестьян помещика Эстандарт-юнкера графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова сельца Меровка Хвалынского уезда Саратовской губернии (в настоящее время территория Вольского района Саратовской области) за 1858 год (Ф. 28. Оп. 1. Д. 2634.)
http://mmdri.forum2x2.ru/t1015-topic
http://korbut.belsch-1.ru/index.php/osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur/kak-sostavit-genealogicheskoe-drevo/revizii-i-perepisi
|